Жанр: kart racing
Год: 2010
Разработчик: SCEA San Diego
Издатель: SCEA
Платформа: PSP
Гонки на картах – это хорошо всем знакомый жанр видеоигр. Очень суровый жанр. Пока одни его представители пользуются огромной популярностью, другие оказываются в немилости, потому что скучны и не предлагают ничего нового. На самом деле, тот же Mario Kart Wii тоже не мог похвастаться таким уж внушительным списком нововведений, и только лишь ModNation Racers двигает жанр вперед. Или уводит в сторону? Жанр аркадных гонок невероятно консервативен, а уж когда речь заходит о гонках на картах, автоматически хочется провести сравнение с Mario Kart, и, как правило, отнюдь не в пользу новичка. Скорее, это признак упадка, нежели повод еще сильней зауважать долгоиграющий сериал от Nintendo. Ведь он сам, в сущности, устарел уже давно, и лишь неумение конкурентов вынуждает каждый раз превозносить его до небес. Впрочем, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: Mario Kart – это лучшее, что удалось придумать в данном направлении. К счастью, создатели ModNation Racers с этим согласиться не желают. И им хочется верить, ведь на их стороне – техническое превосходство PS3, новые идеи, возможности, решения. И какая разница, что в MNR на центральной площади стоит возведенная игроками статуя все того же Марио, а в девяти случаях из десяти бороться за первое место приходится с человечками, наряженными в костюмы поданных Грибного королевства?
Готового человечка можно сфотографировать. К сожалению, на полученные таким образом скриншоты автоматически ставится логотип игры. Один из первых DLC добавляет в игру самолеты. На самом деле, «самолет» – всего навсего другой каркас машины. Зато красивый!
MNR, как и все современные эксклюзивы для платформ от Sony, сразу дает почувствовать творческий размах. Невозможно сразу понять, чем хотят увлечь игрока – то ли аркадными гонками в карьерном режиме, где каждый заезд почему-то сопровождает сюжетный ролик, то ли многочасовой переделкой собственной машинки и раскрашиванием во все цвета радуги доверенного человечка, а то ли и вовсе проектированием собственных трасс. И то, и другое, и третье здесь реализовано просто блестяще, и поначалу разбегаются глаза, хочется везде все успеть. Забегая вперед, надо заметить, что остановиться на чем-то одном едва ли получится и в дальнейшем. MNR интересна именно как комплекс возможностей, специальный виртуальный мирок, где игрок одновременно и гонщик, и творец, и архитектор. Все в одном, и никак иначе!
Три названные составляющие тесно друг с другом взаимодействуют и накрепко объединяются четвертым элементом – онлайн-мультиплеером. То, что еще совсем недавно почиталось «новомодным злом», теперь – определяющий фактор популярности видеоигр. Вообще любых, независимо от жанровой принадлежности. Здесь онлайн – основа всему, он заменяет даже, простите, главное меню. После загрузки игрок просто оказывается на центральной площади, по которой разъезжают аватары других геймеров. Чтобы принять участие в заезде, надо подъехать к соответствующему стенду. Изменить внешность – к студии. Хочется посмотреть достижения? Вам к гигантскому экрану! Прямо здесь можно договориться о гонке с друзьями, познакомиться с другими игроками, похвастаться своей машинкой или костюмом, заехав на возвышение в центре. Хочется поговорить? Голосовой чат включен по умолчанию, а если нет гарнитуры (давно пора приобрести!) – милости просим воспользоваться традиционным чатом
ModNation Racers вышла и на PS3, и на PSP. К сожалению, даже просто как аркадная гонка PSP-вариант не представляет собой ничего особенного: блекло, скучно, однообразно – бледная тень старшей версии!
Разумеется, первым делом захочется пройти карьерный режим, который одновременно можно считать и интерактивной инструкцией, и тренировкой, и… обязаловкой. Без прохождения «карьеры» нельзя получить доступ ко многим интересным вещичкам из гардероба аватаров или превратить собственный карт в «бэтмобиль». Да и чтобы принять участие в онлайн-соревнованиях, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о том, что происходит на дороге. А там, как обычно, война не на жизнь, а на смерть. Десять соревнующихся за первое место гонщиков без устали пуляют друг в друга ракетами и лазерами, а поравнявшись, стараются спихнуть с дороги. Уже только за то, что игрок ведет себя агрессивно и никого не пропускает вперед (а вырвавшихся в лидеры быстро спускает с небес на землю), начисляются специальные очки. Впрочем, их также можно получить за исполнение разного рода трюков – выход из хорошего заноса, езду на большой скорости, высокий прыжок и переворот в воздухе, – но это сложно и частенько напрочь лишено смысла, ведь противник-то церемониться не станет, сразу же пустит в ход накопленный арсенал, едва только увидит машинку неприятеля. Выхода два – либо врубить ускорение и попытаться обмануть ракету, либо вовремя включить щиты и отсидеться «в домике». И то, и другое подчистую израсходует специальную шкалу (которая заполняется как раз за счет очков, полученных в ходе боевых действий), так что пользоваться этим благом следует очень осторожно.
Каждый эпизод карьерного режима, помимо основной цели (войти в тройку лидеров), имеет несколько дополнительных, выполнение которых часто сопряжено с риском проиграть и начать заезд сначала. В то же время, они учат многим хитростям, которые обязательно пригодятся в будущем: как правильно таранить других гонщиков, когда стоит искать короткий путь, а когда лучше обойтись без этого и т.д. Чем больше дополнительных заданий выполнил игрок, тем больше призов он получит в конце гонки. Однако это нельзя назвать серьезным стимулом пройти карьерный режим до конца. Откровенно говоря, он очень быстро наскучит, потому что, во-первых, придуманные разработчиками трассы далеко не всегда удачно спланированы, а во-вторых, сильно скачет уровень сложности – иной раз просто отчаиваешься прийти хотя бы третьим, хотя, казалось бы, прикладываешь все усилия. Play, create, share!
Редактор персонажей – в игре их называют «модами» – одна из самых классных составляющих ModNation Racers. Он находится в Creation Station, там же, где расположились конструкторы машинок и трасс. Можно создавать сколько угодно новых персонажей или изменять внешность уже имеющимся и сохранять их под другим именем. Причем создать своего собственного гонщика очень просто! Надо кликнуть на соответствующее меню, и тут же на экране появится человечек-заготовка, которому можно придумать образ с нуля, а можно лишь откорректировать случайным образом внешность. Начать стоит с рисунка кожи (именно рисунка!), затем перейти к голове и выбрать из десятков доступных варинтов подходящие глаза, рот, нос, уши, волосы, бороду, после чего перейти к одежде – там уже сотни доступных вариантов! – и закончить выбором голоса, стикера и «странностей», вроде акульего плавника на голове. Звучит сложно? На самом деле, все делается на раз. И потом, если всерьез посидеть за придумыванием нового образа, то можно сделать Джокера, Человека-паука, Железного человека, Соника и даже Марио!
Положение спасает онлайн-мультиплеер. На момент подготовки материала игроки почему-то игнорировали официальные XP-заезды (где начисляются очки опыта по результатам) и гоняли в свое удовольствие на самодельных треках. Это и правда очень весело, учитывая тот факт, что список доступных для изучения трасс пополняется буквально каждую минуту, да и желающих посмотреть на достижения начинающих застройщиков всегда хватает. К чести разработчиков стоит отметить, что соединение игра держит крепко, и никаких серьезных багов замечено не было (кроме по-дурацки работающего поиска желающих посоревноваться). Однако это не повод нахваливать техническую часть в целом – напротив, скорее исключение из правил.
Изменять ландшафт – одно удовольствие! Учитывается каждое пожелание, воплощать в жизнь можно буквально все, что только взбредет в голову!
Основная проблема MNR, как бы парадоксально это ни прозвучало, связана с все тем же онлайном. Дело в том, что игре приходится загружать просто колоссальный объем информации с серверов, из-за чего загрузка той же стартовой зоны всегда занимает около минуты, что довольно много. Загрузку трасс тоже быстрой не назовешь, да и переход с площади в студию занимает очень много времени. Впрочем, неверно было бы утверждать, что куда ни сунься – везде одни загрузки. Каждый из представленных в игре конструкторов загружает материал на лету и не смущает игрока ожиданием даже во время выполнения особенно сложных заданий, вроде застройки локации домиками и разными другими архитектурными сооружениями – это происходит в реальном времени и производит довольно сильное впечатление.
Западных рецензентов, впрочем, проблемы продолжительных загрузок волнуют не очень сильно, куда больший интерес для них представляет то, насколько удачно в одной игре может сочетаться конструктор всего и вся и, собственно, гонки. На самом деле, нельзя отделять одно от другого, ведь здесь все взаимосвязано: пользователи воссоздают любимых персонажей, чтобы разъезжать по созданными другими же пользователями трассам. В предоставленной свободе творчества MNR удалось переплюнуть даже LittleBigPlanet, и она достойна этой похвалы. Обе игры используют одну и ту же идею: пользователи сами создают контент, делятся им друг с другом и получают удовольствие. Но даже абстрагируясь от возможности творить, MNR – это отличная аркадная гонка, сочетающая в себе и множество переосмысленных заимствований, и целый ряд оригинальных идей. Возможно, не всем придется по вкусу ставка на онлайн, но тут уж ничего не поделаешь – прогресс не стоит на месте, и за этим видят будущее не только разработчики эксклюзивов для платформ Sony. Просто для PS3 это – реальность, настоящее, а для других – лишь перспектива. Why don’t we do it in the road?
Особое восхищение вызывает редактор трасс. Изначально доступны четыре типа местности – альпийские луга, пустыня, морское побережье и джунгли. Каждая «тема» имеет собственный набор игровых объектов, посчитать которые просто нет решительно никакой возможности. Творец может начать создавать собственную трассу с чего захочет – например, сначала проложить маршрут (можно проложить только в один конец, а соединить со стартовой позицией уже с помощью специальной опции), потом изменить местность вокруг (как в SimCity – тут будет озеро, там горы, а вот здесь леса, а здесь гигантская пропасть, а вот сюда надо поставить десять верблюдов), после чего настроить погодные условия и разные другие мелочи – какое время суток, как падают солнечные лучи, пасмурно ли, сильный ли ветер и прочее. Сделано? Теперь самое интересное. Трасса нуждается в доработке: расставить вдоль дороги разные домики и так далее, это предложат сделать автоматически. На самом деле, «автозаполнение» – лучший вариант, ведь потом, если что-то не понравилось, все можно «отредактировать» вручную, не переделывая трассу целиком. Довольны результатом? Сделайте скриншот с помощью виртуальной камеры! Тут же предложат прокатиться по готовой трассе, а сразу после того, как ей присвоят имя и сохранят, – поделиться с друзьями и гонять уже всем вместе в онлайне.
MNR неоднозначная игра. С одной стороны – безумно крутой редактор трасс, который позволяет практически все. Можно делать петли, спирали, строить трассу из одних трамплинов... Наверное, впервые все ограничивается только фантазией. Причем в отличие от trackmania это вовсе не сложный и муторный процесс, все легко и интуитивно. С другой стороны – обычная, совершенно ничем не примечательная графика и простецкий дизайн. Если LBP очаровывала своей похожестью на кукольный мультфильм, то MNR – всего лишь гонка на картах с огромными возможностями кастомизации. В недостатках – банальность геймплея: со времен Mario Kart и Micromachines не изменилось ничего. В отличие от все той же LBP ее «гоночный собрат» насквозь вторичен. Это, впрочем, вовсе не делает MNR плохой игрой. Думаю, благодаря «бесконечной» кастомизации и поддержке со стороны геймеров ее ждет светлое будущее.